Контакт с ребенком

Дети, которых не любят, становятся взрослыми, которые не могут любить

Перл Бак

 

«Отстань от меня!»

«Нет, я не буду делать этого!»

«Я же сказал, все в порядке. Выйди из моей комнаты»

Оказывается, ваш ребенок способен яростно защищать границы. Чем сильнее давление, тем больше от вас закрывается на тысячу замков тот или та, кого вы бесконечно любите. В вашей голове вновь и вновь пульсируют пугающие мысли, причиняя боль физическую и душевную:

«Я не справляюсь со своим ребенком»

«Мой ребенок меня не слышит!»

«Моя дочь (мой сын) мне не доверяет»

«Я плохая мать (плохой отец)»

К сожалению, не существует «Института лучших родителей на свете» или учебного предмета «Как быть классным родителем». Это искусство приходится осваивать сразу на практике. Как будто в речку кинули – и выплывай, как умеешь.

ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ

Проверьте себя — находятся ли ваши родительско-детские отношения в зоне риска:

  1. В вашей семье стало больше ссор и конфликтов
  2. Утрачена былая душевная связь, теперь каждый сам по себе
  3. Ваш ребенок постоянно бунтует – против родителей, школы и т.д. Игнорирует ваши слова, просьбы, советы, может вести себя агрессивно
  4. Ребенок замкнулся в себе, не делится с вами переживаниями
  5. Существенно снизилась его учебная успеваемость, проблемы в школе
  6. Ребенок потерял уверенность в себе, не видит перспектив в будущем, слишком тревожен, часто плачет
  7. Ребенок употребляет психоактивные вещества (алкоголь, табак и др.)

Эта мини-диагностика поможет вам сориентироваться в текущей ситуации и предпринять меры по восстановлению контакта с ребенком.

ЕСТЬ КОНТАКТ!

Психологи выделяют несколько универсальных принципов поведения для родителей, которые хотят быть на связи с детьми не только технически – с помощью гаджетов, но и сохраняя подлинную душевную близость.

Например:

Уважение к личности ребенка

У него есть собственные желания, интересы, предпочтения. С ними нужно считаться. Речь не о вседозволенности или попустительстве в воспитании, особенно в вопросах детского здоровья и безопасности. Важно уметь контролировать свои эмоции, избегать криков, угроз, насильственного давления по отношению к ребенку. Доброжелательно с ним разговаривать, узнавать его мнение, привлекать к участию в семейных мероприятиях как полноправного члена семьи.

Корректная обратная связь

Обратная связь – информация для вашего ребенка о том, каким вы его воспринимаете. Оценивать не личность, а только поведение, конкретные действия. Неправильные поступки не равно «неправильному человеку» в целом.  Вместо привычного «Ты такой неуклюжий» попробуйте сказать «Ты разбил чашку. Убери, пожалуйста, осколки в мусорное ведро».

Еще есть замечательный прием «Я-высказывание». Он помогает выразить недовольство, обиду и прочие эмоции через рассказ о своих чувствах.  Например: «Я сейчас расстроена». Обычно мы поговорим иначе, что-то вроде «Ты меня расстроил». Ребенок, услышав подобное обвинение, хочет защитить себя и «напасть» в ответ. Либо он промолчит, но бесследно для него это не проходит.

Старайтесь говорить с позиции «Я» и не использовать обвинительное местоимение «Ты», если нужно уточнить, из-за чего же вы расстроились. Допустим, так: «Я ужасно расстраиваюсь, когда другие люди не выполняют обещаний» вместо «Я расстроен из-за того, что ты не сдержал слово». Фраза «когда другие люди», без привязки к конкретному человеку, звучит нейтрально.

Позитивная коммуникация

Психолог Людмила Петрановская очень интересно сформулировала, что это такое: «Семейная жизнь состоит из коммуникаций – это слова, улыбки, просьбы, претензии, подарки и так далее. Представьте себе этот обмен коммуникациями так, будто вы бросаете друг другу шарики, светлые или темные. Светлые – это улыбнуться, обнять, накрыть одеялом, похвалить, сказать «я тебя люблю», утешить. А темные – закатывать глаза, хлопать дверью, кричать, бить, швырять вещи, критиковать, ругать, предъявлять претензии».

И главная рекомендация – почаще прислушиваться к себе, интуиции и вспоминать себя в детстве: в чем вы тогда нуждались, чего вам не хватало, как бы вам хотелось, чтобы ваши родители относились к вам. Это позволит лучше понимать детскую психологию. С одной стороны, каждый ребенок уникален, а с другой – существуют общие закономерности функционирования детской психики.

ТОЧКА ОПОРЫ

Семейный «Центр «РАДОМИРА» приглашает родителей принять участие в бесплатной психологической группе поддержки «Точка опоры». Это цикл из 10 занятий по обучению навыкам эффективного поддерживающего взаимодействия с детьми. Участники узнают, как атмосфера в семье влияет на благополучие ребенка, как с ним договориться полюбовно или общаться, если он проявляет агрессию, как помочь детям увидеть в родителях опору и защиту.

Группа «Точка опоры» — возможность для родителей восстановить мостик доверия, тепла и близости со своими детьми, который пошатнулся, в том числе, из-за пандемии коронавируса, принесшей экономическую нестабильность и утрату ощущения безопасности и уверенности в будущем. Нервничают взрослые – переживают и их дети, чья тревога может проявляться в непослушании, деструктивном поведении, появлении страхов, уходе «в себя».

На занятиях вы научитесь:

Окончательный список тем формируется по запросу и потребностям участников.

Группа ориентирована на социально уязвимые семьи с несовершеннолетними детьми, которые пострадали от введения ограничительных мер в период борьбы с коронавирусом и нуждаются в психологической поддержке. В том числе – на многодетные, неполные, малоимущие семьи. Ближайшая группа стартует 15 апреля 2021 г. Занятия будут проходить еженедельно по четвергам с 18.30 до 21.00.

Группа является закрытой. Это значит, что изначально формируется неизменный состав участников на один цикл из 10 встреч. Формат – очный. При изменении ситуации в связи с пандемией возможен перевод занятий в онлайн.

Количество мест ограничено (10-12 человек). Необходима предварительная запись.

Контакты для связи:

+7(812)575-64-64

radomiraspb@mail.ru